Бывают книги сладкие – какие-нибудь лавстори. Бывают острые. Например, детективы. Бывают горькие драмы о человеческом страдании. А может в книге сочетаться целый букет разных вкусов. Если букет ярок и оригинален, книга может впечатлить, и даже очень. Но чем экзотичнее вкус, тем скорее он приестся. Книги Паустовского похожи на воду. Ясную, чистую и прозрачную. Вода не может приесться. В его языке нет вычурности. Герои - простые и цельные. Чувства - глубокие. Я вспомнила это ощущение, когда читала его книгу о писательском мастерстве "Золотая роза". У вас есть список книг, которые вы хотели бы прочитать? Мой, увы, растёт быстрее, чем я читаю. Обычно происходит так. Я услышала отзыв или прочитала рецензию на книгу, загорелась и внесла её в список. И забыла. Спустя полгода открываю список, пробегаюсь взглядом. А часть названий мне уже ни о чем не говорят. Зачем я хотела это читать? (На такой случай стала в списке хотя бы жанр указывать) Но иногда бывает по другому. Я слышу о книге и понимаю, что мне надо её прочитать прям сразу. Сегодня! И плевать, что у меня ещё книжки три-четыре недочитанные лежат. Так получилось с "Золотой розой". Я услышала о ней в лекции Крапивина и спешно начала читать. Об этой книге сам автор пишет, что это не цельное произведение, а скорее собрание заметок с размышлениями о труде писателя. Он показывает изнанку этого ремесла на примерах из своего опыта и из опыта знакомых. Рассуждает о том, сколько труда требуется вложить, чтобы из крупиц собрать литературное произведение, "золотую розу" из пылинок золота. Ту самую, о которой речь в названии. И на какие жертвы авторам порой приходится идти. Паустовский пытается разобраться в тонком механизме возникновения художественного замысла. В том, как этот замысел созревает и воплощается в реальность. Несколько глав посвящено трепетному отношению автора к словам, к языку. Тому, как обогащают прозу знания из других областей искусства (живописи, музыки, поэзии), а также из науки. Мне любопытными показалось то, что для себя Паустовский признал бесполезность писательских заметок и наблюдений в блокнотах. Мне кажется, многие его коллеги не согласились бы. Он же утверждал, что любая деталь, вставленная в текст из записной книжки, кажется ему неживой, не к месту. Потому что лучший отбор самого важного из увиденного может произойти только в душе человека. Если есть необходимость что-то записать, значит это плохо запомнилось. А плохо запоминается то, что не слишком впечатляет. Жизнь надо проживать, а не конспектировать. И тогда в нужный момент сами вспомнятся нужные персонажи, сами всплывут в памяти яркие детали. И органично врастут в текст. Здорово рассказано о воображении. О том, как оно необходимо, конечно, не только писателю, но любому человеку. Но "ослепительное солнце воображения загорается только от прикосновения к земле. Оно не может гореть в пустоте. В ней оно гаснет". В книгу включена серия маленьких очерков о жизни известных писателей. Все они очень разные. Паустовский не приводит какого-то общего знаменателя, списка черт, которыми должен обладать настоящий писатель. Но написано о них так, что сразу становится ясно - судьба такого человека не могла сложиться скучно и обыкновенно. В целом, эта книга - не инструкция по овладению писательском делом. Тут не найдёшь перечня скиллов, которые надо прокачать, шагов, которые надо совершить, чтобы стать писателем. Скорее, это размышления о множестве неуловимых ингредиентов, из которых составляется магия писательского творчества. И возможность для нас почувствовать мир каким-то новым способом.